РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экология в детском саду»
(составлена на основе программы «Юный эколог» автора Николаевой С.Н.)
Воспитатели:
Чуфистова М.А.
Янхотова О.Н.
г. Невинномысск
2015
Пояснительная записка.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы Экология в детском саду» с детьми первой младшей группы «осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников. В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий (1 раз в неделю, 10мин.).
Рабочая программа «Экология в детском саду» составлена на основе программы
«Юный Эколог» автора Николаевой С.Н. и рассчитана на один год обучения.
Цель:Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
-
Образовательная:расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
-
Развивающая:развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная:формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
- дети, возрастом 2-3 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, развлечения и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Экология в детском саду»
Учебно-тематический план для детей 2-3 лет.
№ |
Раздел, темы |
Количество занятий |
1
|
Раздел: Неживая природа |
14 |
1.1 |
Тема: Земля - наш дом!
|
3
|
1.2 |
Тема: Путешествие капельки. |
4 |
1.3 |
Тема: Воздух. |
4 |
1.4 |
Тема: Где ночует солнышко? |
1 |
1.5 |
Тема: Разноцветные песчинки. |
2 |
2 |
Раздел: Живая природа |
16 |
2.1 |
Тема: Растения, какие они? |
5 |
2.2 |
Тема: Мир животных. |
4 |
2.3 |
Тема: В лес за чудесами. |
3 |
2.4 |
Тема: Птицы вокруг нас! |
4 |
Программа на год, включает в себя 36 занятий и 10 тематических блоков:
первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.
второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоёмов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоёмов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
третий тематический блок: знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязнённых мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
- четвёртый тематический блок: Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное
отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять
«настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного
отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья
поведения во время отдыха.
пятый тематический блок: развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторым памятникам архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.
шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и
значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
- седьмой тематический блок:воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в
природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места
обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать
последствия своих действий по отношению к растениям. Правила обращения с
незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по
отношению к растениям во время отдыха на природе.
- восьмой тематический блок:воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на
«вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за
домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны
не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование
представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме.
Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение
наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
- девятый тематический блок:бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.
- десятый тематический блок:закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.
формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, развлечения.
Занятия проводятся по 10 минут с детьми 2-3 лет.
На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные
методы, дидактические игры.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 2-3 лет.
Знать и называть некоторых домашних животных.
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети первой младшей группы должны знать:
3-4 вида домашних и диких животных
части тела животных и их особенности
виды растений
основные части растений
правила ухода.
Должны уметь:
устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:
о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
.
Содержание и методическое обеспечение программы детей 2-3лет.
№ п/п |
Месяц |
Тема |
Задачи |
Форма проведения |
Методическое
обеспечение и
дидактический
материал |
Сопутствую
шие формы
работы |
Неживая природа |
1 |
Сентябрь |
«Земля - наш дом» |
Сформировать у детей
представления о том,
что: планета Земля -
наш общий дом. |
занятие |
Иллюстрации, фотографии |
|
2 |
Сентябрь |
«Угадай правило» |
Описать поведение человека по отношению
к объектам природы, объяснить эти действия. |
занятие |
Рисунки с графическим изображением правил, стихи, |
Посещение
выставки
рисунков
старших
детей |
3 |
Октябрь |
«Выбери правильно
дорогу» |
Уточнить экологические
знания детей,
раскрывающие
взаимосвязь между
объектами природы, а
также определяющие
отношения между
природой и человеком
на основе конкретных
правил поведения (в
лесу, на лугу и в других
природных
сообществах) |
занятие |
Картинка, на
которой изображены
лесные
тропинки. По
краям тропинок
расставлены
маркеры с
правилами
поведения в
лесу. |
|
4 |
Октябрь |
«Вода - друг человека» |
Продолжать знакомить
детей с водой, её свойствами, вода бывает тёплой и холодной. Дать
представление о
важности воды в жизни
человека |
занятие |
Дидактическая
игра «Водичка,
водичка, умой
моё личико» |
Разучивание стихов, потешек |
5 |
Октябрь |
«Разноцветная вода» |
Продолжать знакомить
детей со свойствами
воды. Отметить её
прозрачность, но её
можно сделать цветной. |
занятие — опыт |
Наглядный
материал,
оборудование
для опыта |
|
6 |
Октябрь |
«Вода холодная и горячая» |
Развивать тактильные
ощущения детей кожей,
учить различать
холодную и горячую
воду, Правильно обозначать словами. |
наблюдение |
Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание
куклы» |
Игры с
дидактич.
куклой |
7 |
Ноябрь |
«Удивительные
приключения
капельки» |
Учить сохранять воду в
природе,1 довести до сведения в природе, что
вода нужна всем,
растениям, животным,
человеку. |
занятие -игра |
Обучающая настольная игра |
|
8 |
Ноябрь |
«Ветер, ветер, ты могуч» |
Познакомить детей с
таким природным
явлением, как ветер.
Причинами его
возникновения, ролью в
жизни живых
организмов |
занятие |
Фрагменты «Сказки о царе
Салтане...» А.С. Пушкина |
Наблюдения
за вентилятором |
9 |
Ноябрь |
«Как мы дышим» |
Познакомить детей с
органами дыхания
человека и некоторых
животных. |
занятие |
Иллюстрации |
|
10 |
Декабрь |
«Наблюдение за ветром» |
Продолжать знакомить
детей с явлением
«ветер». По каким
признакам можно
узнать, есть ли он или
нет. |
прогулка |
Наблюдения,
игры с
флажками,
султанчиками,
вертушками |
Дидактическ.
игра
«Поиграй с
нами
ветерок» |
11 |
Декабрь |
«Облака -
белогривые
лошадки» |
Продолжать знакомить детей с облаками.
Предложить
представить на что
похожи облака. |
прогулка |
Наблюдения,
песенка
«Облака -
белогривые
лошадки»,
стихотворения |
Разучивание
песен на муз.
занятии |
12 |
Декабрь |
«Пусть всегда будет солнце» |
Познакомить детей с
явлениями неживой
природы, с понятием
долготы дня. |
наблюдение |
Опыты
а) Солнце
высушивает
предметы
б) Солнце
прогревает
предметы. |
|
13 |
Январь |
«Песок - наш помощник» |
Дать представления о
свойствах песка, о том,
как человек использует
его. Закреплять умения.
Делать простейшие
умозаключения. |
занятие -опыт |
Опыт
а) Сыпучесть
песка
б)Рассматривание
под лупой |
|
14 |
Январь |
«Что у нас под ногами» |
Продолжать знакомить
детей со свойствами
песка (сыпучесть,
рыхлость, способность
пропускать воду) |
занятие -опыт |
Опыт №3 Опыт №6 |
|
Живая природа. |
15 |
Февраль |
«Комнатные растения» |
Уточнить представление
детей о комнатных
растениях (бальзамин,
колеус). Учить
различать листья,
стебли, цветы. Знать что
корни в земле. |
занятие |
Внесение
кашпо с
цветами.
Худож. слово |
|
16 |
Февраль |
«Как живут растения зимой» |
Обобщить и
систематизировать
представление детей о
приспособлении
растений к сезонным
явлениям. |
занятие -
беседа |
Иллюстрации
«Зимний лес»,
«Зимние
забавы» |
|
17 |
Февраль |
«Как узнать ель» |
Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно
отличается от берёзы
(зелёная, колючая). Дать
почувствовать, что оно
красивое, вызывает
радостные чувства. |
наблюдение |
Худож. слово, загадки |
Рассматриван.
ветки ели |
18 |
Февраль |
«Поможем ёлке» |
Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. |
наблюдение |
худож. слово,
подвижные
игры |
Дидактич.
игра «С чей
ветки детки» |
19 |
Март |
«Козы! Кыш от берёзы!» |
Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети. |
занятие |
Песня
«Берёзка» Е.
Тиличеева на
слова П.
Воронько,
худож. слово |
Слушание кассеты «Голоса
животных» |
20 |
Март |
«Корова-коза-лошадь -домашние животные» |
Продолжать знакомить
детей с домашними
животными и их
внешним видом.
Объяснить детям, что
домашние животные
очень полезны человеку. |
занятие |
Иллюстрации,
худож. слово,
прослушивание
голосов
домашних
животных в
записи. |
|
21 |
Март |
«Зайчик в беде» |
Учить детей доброте,
вызвать сочувствие к
больному зайчику,
желание помочь. |
занятие -игра |
худож. слово,
хоровод
«Заинька» |
|
22 |
Март |
«Знакомство с кроликом» |
Познакомить детей с
кроликом. Обратить их
внимание на
особенности его
внешнего вида. Вызвать
у детей желание
ухаживать за ним. |
занятие |
Живой объект,
худож. слово,
наблюдения |
|
23 |
Апрель |
«Сравнение собаки и кошки» |
Уточнить и закрепить
представление детей о
собаках и кошках.
Сравнение собаки и
кошки, чем похожи и
чем не похожи. Учить
детей, что к незнакомым
животным подходить
нельзя |
занятие |
картинный
материал,
худож. слово |
Игры с
мягкими
игрушками в
группе |
24 |
Апрель |
«По
экологической
тропе» |
Продолжать учить
различать и называть
деревья. Познакомить
детей с деревьями,
растущими на
территории детского
сада. |
экскурсия |
худож. слово,
дидактическая
игра «С чьей
ветки детки»,
хоровод
«Берёзка» |
|
25 |
Апрель |
«Прогулка в лес» |
Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.
Воспитывать интерес к повадкам зверей. |
целевая прогулка на опушку леса |
худож. слово |
Дидактич.
игра «Кто как кричит?» |
26 |
Апрель |
«Путешествие в весенний лес» |
Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. |
экскурсия -поход |
худож. слово,
дидактические
игры |
Наблюдения на прогулке |
27 |
Май |
«Воробей и ворона» |
Расширить знания детей
о жизни птиц весной об
их внешнем виде,
питании. Учить
распознавать птиц по их
способам передвижения,
издаваемым звукам |
занятие |
худож. слово,
прослушивание
голосов птиц в
записи |
Просмотр видеофильма |
28 |
Май |
«Птицы» |
Обобщить
представление детей о
птицах. |
занятие |
инсценирование
сказки,
картинки |
Наблюдения
за птицами во
дворе |
29 |
Май |
«Птичка живая и игрушка» |
Выявить с детьми главные различия:
декоративные
экзотические птицы
живут в клетке, летают
чирикают, едят, пьют.
Игрушечные птички
очень похожи на живых,
но они не летают, не
пьют не едят. |
наблюдение |
сравнение
живой и
неживой птицы,
худож. слово. |
|
30 |
Май |
«Викторина о птицах» |
Закреплять знания о
птицах, о её внешне
виде, уточнить названия
птиц. |
занятие |
вопросы,
Худож. слово,
прослушивание
записи птичьих
голосов |
|
Список литературы
1. Николаева С.Н. «Юный эколог»
-
. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,
-
Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
-
Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
-
Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
-
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
-
Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
-
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.